Главная--> Статьи --> Государственный Исторический Музей --> Полная версия -->  
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

КРАТКАЯ  ВЕРСИЯ

см . также ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ тут

 

История музея

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ – крупнейший национальный исторический музей России. Его огромное собрание, единственное в стране по численности и полноте, представляет историю и культуру многонациональной России, государства с древнейших времён до наших дней.

Музей основан в 1872 г. по инициативе общественности. Начало собранию положили материалы исторического и севастопольского отделов Политехнической выставки 1872 г. в Москве. Организационный комитет по устройству музея (Н.И. Чепелевский, А.С. Уваров, А.А. Зеленой и др.), получив в феврале 1872 г. высочайшее разрешение на учреждение в Москве музея им. Его Императорского Высочества Государя наследника Цесаревича Александра Александровича, был преобразован в Управление музея. В январе 1873 г. утверждены «Общие основания музея», в которых сформулирована основная цель музея – «служить наглядной историей», для чего «будут собираться все памятники знаменательных событий истории Русского государства». Первый музейный Устав, составленный А.С. Уваровым, утверждён в августе 1874 г.

В мае 1881 г. музей получил новое титульное название – Императорский Российский Исторический музей. В 1881 г. музей был передан в ведение Министерства народного просвещения, приобрел статус правительственного учреждения. Почётным председателем был назначен вел. кн. Сергей Александрович, товарищем председателя (фактическим директором) стал А.С. Уваров, с 1885 г. – И.Е. Забелин. Последним почетным председателем музея был вел. кн. Михаил Александрович. С мая 1894 г. музей стал именоваться Императорский Российский Исторический музей им. имп. Александра III.

С ноября 1917 г. титульное название музея – Государственный Российский Исторический музей.

Указом Президента РФ от 18 декабря 1991 г. музей отнесён к особо ценным объектам культурного наследия России. Положением, утверждённым Правительством РФ 11 июля 1994 г., музей определён как научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение, за ним закреплена роль головного научно-методического центра для исторических и краеведческих музеев России.

В состав музея входят филиалы: «Новодевичий монастырь», «Покровский собор», «Церковь Троицы в Никитниках», «Палаты XVI–XVII вв. в Зарядье», Музей В.И. Ленина, ансамбли Измайлова и Крутицкого подворья.

Здание ГИМ – уникальный историко-архитектурный и музейный памятник. Московская городская дума в апреле 1874 г. подарила для постройки будущего музея участок земли на Красной площади. Закладка здания состоялась в августе 1875 г. в присутствии имп. Александра II и цесаревича Александра Александровича. По итогам конкурса на проектирование здания музея предпочтение было отдано проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семёнова. Строительство музея продолжалось в течение 1875–1881 гг. В отделке залов принимали участие московские зодчие и художники И.Е. Бондаренко, А.П. Попов, И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов и др. Планировка залов подчинена логике экспозиционного показа важнейших этапов исторического развития России. Парадные сени предваряли знакомство с экспозицией (роспись свода с «Родословным древом государей Российских» выполнена Ф.Г. Тороповым). Карнизы, наличники, мозаика пола экспозиционных залов стилистически воспроизводят детали архитектурно-художественного убранства представляемых эпох. Произведения искусства на исторические сюжеты органично дополняют это убранство: живописный фриз «Каменный век» (В.М. Васнецов), картины «Похороны руса в Булгаре» и «Святослав под Доростолом» (Г.И. Семирадский), эскиз картины «Крещение князя Владимира в Херсонесе» (Ф.А. Бронников). В 1936–1937 гг., в связи с открытием новой экспозиции музея к 20-летию Октября, многие росписи и детали интерьеров были забелены или уничтожены.

В 1986–1997 гг. ГИМ был закрыт на капитальный ремонт и реставрацию. В музее проведены инженерно-технические работы по приспособлению здания к современным требованиям музейного хранения и экспонирования. По завершении всех работ ГИМ открыл залы для посетителей в том виде, как он проектировался в конце XIX – начале XX в.

В формировании собрания музея приняли участие самые различные слои российского общества. Среди фондообразователей – государственные и общественные учреждения, монастыри, архивы, библиотеки, академии, институты, университеты, издательства. Московская городская дума в 1887 г. передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, крупные пожертвования поступали от семейств Голицыных, Масальских, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Щербатовых, Уваровых. Особое внимание уделяли музею меценаты из купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины, Грачёвы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов, в том числе произведения иконописи, русской живописи XVIII–XIX вв., лицевого шитья, древних рукописей, всех видов прикладного искусства, подарил музею П.И. Щукин. Коллекции охотничьего оружия и пистолетов передал предводитель Нижегородского дворянства А.А. Катуар де Бионкур, рукописей и книг – ярославский купец И.А. Вахрамеев, художественных произведений – П.Я. Дашков.

 

ЭКСПОЗИЦИЯ ПО ЗАЛАМ

Становление первобытного общества, ранний палеолит

(2,5 млн - 40 тыс. лет назад)

Зал 1

Палеолит (древнекаменный век) - самый ранний и наиболее продолжительный период в истории человечества. Его называют так потому, что материалом для изготовления основных орудий труда служил человеку камень.

Зал посвящен самому началу истории человеческого общества и первым этапам заселения территории нашей страны первобытными людьми.

В нише справа от входа представлены скульптурные изображения - реконструкции портретов древнейших людей, выполненные по подлинным черепам, обнаруженным в пещерных стоянках Африки, Азии и Европы, на основании методики восстановления лица по черепу, разработанной антропологом и археологом М.М.Герасимовым. В верхнем ряду слева - скульптурный портрет австралопитека, обитавшего в Африке 6-2 млн лет назад; рядом с его костями были обнаружены древнейшие в мире каменные орудия труда.

Справа от него - питекантроп, живший 1,8-0,2 млн лет назад. Люди этого физического типа, покинув пределы Африки, расселились в Азии и на юге Европы, а около 200 тыс. лет назад - на Кавказе и в Прикубанье.

В нижнем ряду слева - неандерталец, обитавший в Европе 200-35 тыс. лет назад. Стоянки неандертальца обнаружены и на юге Европейской части нашей страны. Около 35 тыс. лет назад континент заселяют кроманьонцы - люди современного физического типа, относящиеся к виду "человека разумного". Портрет кроманьонца - в нижнем ряду справа.

 

 

Поздний палеолит (40–11 тыс. лет назад)

Зал 2

Зал посвящен жизни первобытных людей в эпоху Великого оледенения. Суровые природные условия не могли помешать расселению человека. В этот период он осваивает практически всю Евразию – кроме территории, занятой ледником. Материалы стоянок и уникальные погребения этого времени показывают, как человек приспосабливался к условиям жизни в приледниковой степи, осваивал самые разные виды каменного сырья, создавал новые типы орудий, учился работать с костью, рогом и бивнем, строил жилища, шил одежду.

Стены зала оформляет живописный фриз «Каменный век», созданный В.М.Васнецовым в 1885 г. В живописных образах передан дух эпохи. Все, что изображено на полотне, отражает уровень знаний ученых XIX в. об этом периоде. Именно так они представляли себе жилища древних людей, их повседневные занятия. Особенно впечатляет сцена коллективной охоты на мамонта, которая позволяет понять, насколько тяжела и опасна была жизнь первобытных людей, сколько усилий требовалось им для выживания в суровых условиях приледниковой степи.

Простенок

В простенке между окнами – подлинные бивни мамонта. В конце XIX в. иркутский купец И.Громов нашел их на берегу Енисея в слое вечной мерзлоты и преподнес в дар Историческому музею.

Над каждой витриной зала расположены копии рисунков из уникальной Каповой пещеры на Урале, где была обнаружена живопись ледниковой эпохи. Древние художники, жившие 18 тыс. лет назад, создавали изображения животных, на которых охотились и от которых зависела жизнь первобытной общины. Скорее всего, эти рисунки использовались в охотничьих магических обрядах.

 

Неолит (VI–III тыс. до н.э.)

Зал 3

Новый каменный век, или неолит, характеризуется отступлением ледника, появлением густых лесов, полноводных рек и озер. На смену крупным животным приходят более мелкие, что подвигло людей к изобретению лука и стрел для индивидуальной охоты. У человека появились новые занятия – рыболовство, гончарство, ткачество. Возникли новые приемы обработки камня – полирование, шлифование, пиление, сверление. Все эти изменения и дали название эпохе.

В центре зала (Витрина 14) экспонируется один из выдающихся памятников неолита – огромный, длиной в 7,5 м челн, обнаруженный на берегу Дона, недалеко от Воронежа, местными жителями в 1954 г. Лодка выдолблена из целого ствола дуба каменными топорами (их следы хорошо видны на дне). С внутренней части бортов можно увидеть парные отверстия – места крепления сидений для гребцов. Петли по бокам носа и кормы предназначались для перемещения лодки по мелководью из одного водоема в другой или для вытаскивания ее на берег.

Во втором поясе экспозиции можно увидеть копии наскальных рисунков с берегов Ангары, Онежского озера и Белого моря. Такие изображения, вырезанные или выбитые на камне, называются петроглифами. Они носят культовый характер и изображают богов, героев, мифологические сцены. Значение петроглифов для науки огромно – они не только вводят в мир представлений древних охотников и рыболовов, но и отображают некоторые реалии их жизни, например, следы, оставленные лыжником, лодку с гребцами и охотника, бросающего гарпун в нерпу.

6 тыс. лет назад человечество вступило в новую историческую эпоху: люди научились добывать и обрабатывать металл, ставший основным материалом для изготовления необходимых человеку вещей. Эта эпоха делится на два крупных периода – бронзовый век и железный век.

 

Эпоха бронзы (IV–II тыс. до н.э.)

Зал 4

В науке существует важное понятие археологической культуры, которое помогает изучать имеющееся на сегодняшний день огромное многообразие археологических памятников. Археологической культурой называют совокупность памятников, объединенных общностью территории, временем бытования, набором специфических, только ей присущих черт. Обычно археологическая культура получает название либо по месту первой находки, либо по главной черте, свойственной этой культуре.

 

Восточная Европа и Северная Азия в раннем железном веке (I тыс. до н.э.)

Зал 5

В I тыс. до н.э. начинается новая эпоха в истории человеческого общества – в жизнь и быт людей вошло железо. В отличие от меди, добыча которой была сосредоточена в немногих горнорудных районах, железо в составе болотной руды залегает почти повсеместно. Поэтому начало добычи и обработки железа способствовало быстрому развитию общества, появлению самобытных культур, сыгравших в истории выдающуюся роль. К этому же времени относятся первые письменные источники (в основном греческие), из которых можно узнать о племенах и народах, живших на территории нашей страны. В трудах древнегреческих историков многие из них впервые упоминаются под собственным именем.

Как и бронзовый, железный век отличается заметной неравномерностью развития населения в разных природно-климатических зонах. Жители лесной зоны сохраняли традиционную оседлость, их основными занятиями оставались охота и рыболовство, скотоводство и зачатки земледелия. Носители степных культур окончательно перешли к кочевому образу жизни, были очень мобильны.

 

Восточная Европа и античный мир (VI в. до н.э. – III в. н.э.)

Зал 6

Архитектура зала воспроизводит ступенчатый свод склепа из царского кургана Куль-Оба, раскопанного в Крыму в XIX в. Над входом – прорисовка рельефного фриза с вазы из другого кургана – Чертомлык; хорошо видны одежда, головные уборы и прическа скифских воинов. Изображения конных воинов и юрт на стенах зала скопированы из керченских склепов первых веков н.э., в которых была погребена сарматская знать.основном греческие), из которых можно узнать о племенах и народах, живших на территории нашей страны. В трудах древнегреческих историков многие из них впервые упоминаются под собственным именем.

Саркофаг

В центре зала – Таманский саркофаг, один из самых знаменитых памятников античной культуры IV в. до н.э. Он происходит с территории Боспорского царства, древнегреческого государства, занимавшего Таманский и Керченский полуострова. Найденный в начале XX в. саркофаг сразу привлек внимание специалистов как выдающееся произведение древнегреческого искусства. Скорее всего, он был привезен из Греции по заказу знатного боспорского вельможи. Для его изготовления использовали мрамор, добытый в горах Малой Азии; под резцом искусного мастера пятитонная мраморная глыба приобрела совершенные пропорции.

 

Восточная Европа и Азия в раннем Средневековье (III – начало VIII в.)

Зал 7

Стены этого зала украшены копиями шиферных плит из древнейших киевских храмов XI–XII вв.

Зал посвящен завершающему этапу железного века и переходу к эпохе раннего Средневековья, получившей в науке название Великого переселения народов. Причины миграций целых народов пока до конца неясны, большую роль играли, очевидно, перенаселение и сложная политическая ситуация на исторической родине этих племен. Обычно переселение носило характер вооруженного вторжения и вытеснения местного населения с завоеванных территорий. Эти процессы охватили всю северную часть Евразийского континента – от берегов Тихого океана на востоке до побережья Атлантического океана на западе. Казалось, весь мир пришел в движение. Исчезали одни народы, другие смешивались между собой, порождая новые этносы, ставшие предками современных народов.

На стене зала три карты представляют основные моменты эпохи Великого переселения народов. Первый характеризуется массированным передвижением племен германского происхождения с балтийских территорий. Среди них наиболее известны готы. В конце II в. и на протяжении III столетия они расселились в бассейнах Днестра, Южного Буга, Днепра и в Северном Причерноморье. Образовалась черняховская культурно-историческая общность, расцвет которой в источниках связывается с фигурой Германариха, которому приписывали образование «империи».

Следующая эпоха связана с миграцией в конце IV в. на запад из Центральной Азии полиэтничного союза племен, возглавляемого гуннами. Докатившись до Центральной Европы, гунны во главе конфедерации племен (большую роль в которой играли германские и аланские федераты-союзники) образовали в Паннонии государство, просуществовавшее недолгое время. Наивысший взлет гуннского могущества связан с именем Аттилы.

В третьей четверти I тыс. н.э. в византийских источниках появляются упоминания и описания славянских племен. Именно с этого времени часть археологических памятников можно связывать со славянами.

 

Древнерусское государство в IX–XII вв

Зал 8

Летописная традиция четко фиксирует дату рождения Древнерусского государства – 862 г. Именно поэтому в Новгороде Великом в 1862 г. был воздвигнут памятник 1000-летию России. Начальный период российской истории – Древнерусское государство – охватывает время с IX по XII в.

Зал представляет памятники времени образования Древнерусского государства в IX – первой половине XII в.

В оформлении зала использованы элементы, характерные для древнерусской архитектуры, – сводчатые перекрытия, трехчастные окна, арочные завершения дверных проемов. В декоре наличников и мозаике мраморных полов воспроизведены орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг – Остромирова Евангелия 1056 г. и «Изборника» Святослава 1073 г. На противоположной от входа стене – копия росписи западной башни Софийского собора в Киеве, изображающей древнерусских музыкантов.

Зал украшают две огромные картины, написанные специально для Исторического музея в 1883 г. академиком живописи Г.И.Семирадским. Каждая из них в живописных образах представляет древние обряды языческой Руси, рассказывает о событиях правления первых русских князей. Все изображенное на холсте – не плод воображения художника, а опирается на арабские и византийские письменные источники X в.

Сюжет картины «Похороны руса» взят из путевых записок, составленных в 922 г. главой багдадского посольства в Волжскую Болгарию Ахмедом ибн Фадланом. В этих записках содержится детальное описание обряда погребения богатого скандинава, которое ему удалось увидеть.

На деревянный помост водружена ладья, нос ее украшен головой дракона; на корме, под балдахином, покоится тело умершего в богатом платье. Рядом с помостом – убитые жертвенные животные. Тут же сидят плакальщицы, седобородый старец-певец воспевает подвиги покойного. В центре картины – молодая женщина, которая должна сопровождать покойного в царство мертвых. После соблюдения всех ритуалов человек с горящим факелом подожжет ладью. Над погребальным кострищем насыплют высокий курган, на нем справят тризну – поминки, еще досыплют земли, а на вершине поставят столб с именем покойного. Событие, которое описал ибн Фадлан, произошло в правление киевского князя Игоря.

В основе второй картины, «Ночные жертвоприношения», лежит рассказ византийского хрониста Льва Диакона о последнем эпизоде войны киевского князя Святослава Игоревича с Византией за обладание Дунаем. В 972 г. Святослав захватил крепость Доростол на Дунае. Но византийские войска окружили русскую дружину кольцом блокады, которое Святослав решил прорвать.

Семирадский изобразил, как накануне решающей битвы князь приносит жертвы и гадает об исходе будущего сражения. Стены крепости на заднем плане картины отражают зарево погребальных костров, на которых с почестями сжигают павших русских воинов. На переднем плане – сцена жертвоприношения пленных жителей крепости богу Перуну, а в правой части полотна – сцена гадания: воин держит в руке петуха, и когда отрубленная голова птицы упадет в воду, жрец сосчитает круги, расходящиеся от нее. В центре картины изображен сам князь Святослав на белом коне.

 

Древнерусский город (XI – первая половина XIII в.)

Зал 9

Появление на той или иной территории крупных торгово-ремесленных и культурных центров – городов всегда предшествовало образованию государства. Города становятся средоточием государственной власти, ее экономической и идеологической опорой. Исландские саги называли Русь «Гардарика» – «страной городов». Уровень городской жизни был показателем уровня развития страны.

Зал посвящен древнерусским городам XI – первой половины XIII в. – времени их расцвета. В оформлении зала, первоначально названного Новгородским, использованы копии фресок церкви Спаса-на-Нередице, построенной в этом городе в 1199 г. Ценность этих копий особенно возросла после гибели самого храма в 1942 г. во время оккупации города фашистскими войсками. Над входом в зал помещен план Новгорода, скопированный с иконы XVII в., над выходом – «Битва суздальцев с новгородцами», написанная с иконы «Знамение» XVII в.

Экспозиция зала представляет широкую географию древнерусского города, а также разные типы городов.

 

Внутренняя и внешняя политика государства (середина XII – первая половина XIII в.). Феодальная раздробленность Руси

Зал 10

Источником богатого убранства зала 10 послужили выдающиеся архитектурные памятники древнего Владимира. В основу живописного декора легли фрагменты росписи Успенского собора XII в. Стены украшают гипсовые слепки белокаменной резьбы Дмитриевского собора.

В середине XII в. Русь вступила в новую фазу исторического развития, получившую в науке название феодальной раздробленности. На месте когда-то единого Древнерусского государства образовалось 15 независимых государств – княжеств и земель. Особенностью этого периода было то, что политические границы между княжествами не породили разобщенности. На всей территории Руси продолжали господствовать единый древнерусский язык, единые правовые нормы, единая культура. Вплоть до монгольского нашествия сохранялась в народном сознании идея принадлежности к единой этнической общности.

Сохранению единого геополитического пространства Руси в немалой степени способствовало то, что власть в русских княжествах находилась в руках одной династии – Рюриковичей, которые видели в Руси свою родовую «отчину».

Культура Древней Руси XI – первой половины XIII в.

Зал 11

В основу оформления зала легла белокаменная резьба стен Георгиевского собора, построенного в 1234 г. в городе Юрьеве Польском. В пространстве декоративного портала размещены подлинные детали убранства храмов, представляющие древнерусское зодчество.

Храм эмоционально воздействовал на молящихся, укреплял веру, помогал приобщиться к божественному. Создатели храмов стремились отразить основные идеи христианства в своих произведениях, используя все имеющиеся в их распоряжении художественные средства и приложив все мастерство.

Монгольское нашествие на Восточную Европу. Борьба Руси с немецкими и шведскими захватчиками (XIII–XV вв.)

Зал 12

XIII–XV вв. – один из героических периодов отечественной истории. Два с половиной столетия русский народ противостоял не только иноземному игу, но и шведской и немецкой экспансии. Эта борьба заставила консолидировать силы Северо-Восточной и Северо-Западной Руси, в результате чего на карте мира в XV в. появилось Российское государство.

Экспозиция зала 12 начинается с художественно исполненной карты, помещенной на стене слева от входа, – «Монгольские завоевания в XIII в.». В 1206 г. хан Темучин, более известный как Чингисхан, объединил монгольские племена Центральной Азии в единое государство с центром в Каракоруме. Менее чем за полвека монгольское завоевание, целью которого было мировое господство, докатилось до Тихого океана на востоке и Средиземного моря – на западе. Монголы захватили Среднюю Азию и Кавказ. В 1236 г. внук Чингисхана хан Бату начал покорение Европы – во исполнение завещания деда дойти «до последнего моря», то есть до Атлантического океана. К 1237 г. под властью монголов оказались Поволжье, Северный Кавказ, Крым, Половецкая степь. На пути победоносного войска лежала Русь.

 

Борьба Руси с иноземными захватчиками. Объединение русских земель. Образование и укрепление Российского государства в XIII–XV вв.

Зал 13

Этот зал называется «Московским» – он посвящен возвышению Московского княжества в XIV–XV вв. и образованию единого Российского государства. В композицию росписи свода включены орнаментальные мотивы со знаменитой шапки Мономаха. Шапка, впервые упомянутая в завещании Ивана Калиты (1341 г.), была важной регалией русских князей и царей, символом российского самодержавия. На стенах зала воспроизведены фризы и колонны, украшавшие храмы Московского княжества, – Успенский собор Кремля и собор Спаса на Городке в Звенигороде.

Над выходом из зала – картина художников В.Н.Сигорского и Н.П.Смоляка «Московский Кремль в начале XVI века», написанная в 1947 г. к 800-летию города. На ней запечатлен Московский Кремль – так он мог выглядеть в начале XVI в. Картина явилась плодом изучения археологических и письменных источников, относящихся ко времени возвышения Москвы.

Экспозиция зала делится на два больших раздела, расположенных друг против друга и тем самым символизирующих историческое противостояние Руси и Золотой Орды, постепенное возвышение и укрепление одной и упадок и распад другой.

Арка с иконой

В арке портала можно увидеть уникальную икону с изображением Василия III. Эта икона происходит из Архангельского собора Московского Кремля – она располагалась около гробницы великого князя и вместе с другими надгробными изображениями составляла уникальное собрание самых первых русских портретов, написанных в 70-е гг. XVII в. В конце XIX в. икона была передана на хранение в Исторический музей. В процессе реставрации памятника выяснилось, что икона написана в начале XVI в., а изображены на ней святые Василий Великий и Пафнутий Великий. В 1670-е гг. на месте лика Пафнутия появилось лицо великого московского князя Василия III. До наших дней сохранились портреты и других российских правителей XVI–XVII вв. – Федора Иоанновича, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, которые находятся в зале 18.

 

Культура России XIV – начала XVI в.

Зал 14

Об уровне развития русской культуры этого периода свидетельствуют памятники книжности, иконописи, прикладного искусства, представленные в экспозиции. Культурный подъем русских земель в XIV–XV вв. отражен в развитии регионального летописания – тверские, новгородские, псковские летописи можно увидеть в витрине 1. Возродились лучшие традиции прикладного искусства. Образцы мелкой пластики представлены в витрине 2.

 

Русский город XV–XVII вв. Феодальные отношения в Российском государстве

Зал 15

Зал знакомит с социальной структурой населения, жизнью и бытом крестьян и горожан, историей феодальных отношений в России.

Первый раздел (витрины 1–4) начинается серией портретов бояр и дворян.

Князь Н.И.Одоевский – крупный государственный деятель, отличившийся и на военном поприще; прославился тем, что в 1647 г. возглавил комиссию по составлению Соборного Уложения – свода законов Российского государства.

Стольник Г.П.Годунов, последний представитель рода Годуновых, занимал придворные посты при трех царях. Его портрет интересен также тем, что относится к малому числу подлинных произведений русской портретной живописи, возникшей в России в 70-е гг. XVII в.

Г.И.Микулин – представитель провинциального дворянства. Он не был при дворе, не занимал высоких постов, но карьера его заслуживает внимания. При Иване Грозном совсем юным отроком он служил оруженосцем в опричном войске. При Борисе Годунове был послан в составе посольской миссии в Лондон и проявил себя искусным дипломатом. По возвращении в Россию написал подробный отчет, в котором упоминал такие подробности, как приглашение в рождественские праздники на постановку пьесы В.Шекспира «Двенадцая ночь». Был лично знаком с герцогом Орсини, героем этой пьесы.

Портрет Г.И.Микулина, предположительно, был написан неизвестным английским художником в 1600 г. В XIX в. один из русских путешественников увидел его на лондонском развале, приобрел для своей коллекции, а впоследствии передал в Исторический музей.

Герса

В центре раздела возвышается герса – самая древняя крепостная решетка, дошедшая до наших дней. Герсу с помощью вóрота и цепей поднимали или опускали в воротах проездной башни, контролируя проход внутрь крепости. Как решетка, так и ворот с цепями – подлинные. Уникальный памятник происходит из Новодвинской крепости с берегов Белого моря и датируется самым началом XVIII в.

Ремесло и торговля в XVI–XVII вв.

Зал 16

Зал 16 представляет ключевые для развития страны отрасли экономики – промышленность и торговлю.

Первый раздел посвящен русской промышленности, существовавшей в форме ремесленного и мануфактурного производства.

Соляная варница

Центральную часть раздела занимают уникальный комплекс оборудования соляной варницы и орудия солевара, привезенные в музей из Вологодской области в 1930-е гг. и впервые выставленные на этой экспозиции.

Сибирь в XVI–XVII вв.

Зал 17

Экспозиция зала раскрывает еще одну тему, связанную с развитием российской экономики в XVI–XVII вв. Территориальный рост государства, освоение новых земель и их ресурсов, основание в присоединенных районах городов стали ярким показателем политической и военной силы России. С 80-х гг. XVI в. начинается интенсивное освоение Сибири и разработка ее богатейших ресурсов. Первый этап этого процесса охватил земли за полярным кругом.

 

Государев двор и государственное управление России в XVI–XVII вв.

Зал 18

Со времени создания музея этот зал был посвящен времени правления Ивана Грозного, поэтому он имеет столь торжественный и величественный вид. Свод украшен по золотому фону травным орнаментом, созданным по образцу росписей галерей Покровского собора (храма Василия Блаженного), возведенного в 1561 г. по приказу Ивана Грозного в честь победы над Казанским ханством. Росписи и архитектура порталов Покровского собора легли в основу оформления залов 17 и 19.

Центральную часть зала занимает копия так называемого «Царского места» Ивана Грозного, изготовленного в 1551 г. для Успенского собора в Московском Кремле, где оно и находится по сей день. Копия сделана специально для Исторического музея в конце XIX в. и интересна тем, что представляет собой реконструкцию уникального памятника в его первоначальном виде с восстановлением утраченных оригиналом деталей декора, золочения и полихромной росписи.

«Царское место» играло роль символа самодержавной власти российских государей. В документах XVI–XVII вв. оно даже именуется «престолом», т.е. троном. На его дверных створках помещен текст легенды, которая рассказывает о том, как в XII в. великий киевский князь Владимир Мономах получил в дар от византийского императора Константина Мономаха государственные регалии, среди которых была и знаменитая шапка Мономаха. Три стенки «Царского места» украшают 12 сюжетных рельефов, иллюстрирующих этот рассказ. Легенда была призвана показать преемственность политической власти московских государей от византийских императоров.

Венчает «Царское место» двуглавый орел. Этот символ великокняжеской власти, принятый в XV в. Иваном III, помещался на княжеских вещах, монетах, государственных печатях. С течением времени двуглавый орел стал восприниматься как герб Российского государства.

Центральная часть

В центральной части раздела представлены памятники времени правления первых царей из династии Романовых: портреты цариц, личные вещи Алексея Михайловича, стол из кельи царевны Софьи в Новодевичьем монастыре, стул из царских покоев Ипатьевского Костромского монастыря.

Особенно интересен портрет царя Алексея Михайловича. Надпись гласит: «Образ великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великая и Белая и Малая России самодержца». Государь изображен в величественной позе, его парадное одеяние сверкает золотом и драгоценными камнями. Это самый ранний из известных царских парадных портретов, написанный в 1670-е гг. Известно, что Алексей Михайлович несколько раз сам позировал художнику.

Простенок

К концу XVIII столетия в России формируется жанр парадного портрета, в котором автор стремится показать не индивидуальность изображенного, а его социальный статус, заслуги перед государством, принадлежность к властным структурам. Именно поэтому парадный портрет того времени является важным историческим источником. Так, в портрете царя Алексея Михайловича подчеркивается его исключительное социальное положение и, соответственно, укрепившееся в его правление самодержавие. Князь В.В.Голицын на портрете также предстает в первую очередь как выдающийся политический и военный деятель: его рука покоится на тексте договора о вечном мире с Речью Посполитой, инициатором и автором которого он был. На груди князя красуется «золотой в десять угорских на чепи» – высший по достоинству наградной знак того времени, какой получали только воеводы. Этот знак напоминает о знаменитых Крымских походах 1687 и 1689 гг., которые возглавил Голицын.

Русская Православная Церковь в XVI–XVII вв.

Зал 19

Укрепление российской государственности шло рука об руку с укреплением главного идеологического института в государстве – Православной Церкви – вплоть до попытки поставить духовную власть выше светской.

Русская культура XVI–XVII вв.

Зал 20

В XVI–XVII вв. в России начинают развиваться элементы светской культуры, нового мышления, нового отношения к жизни, к миру. Этот процесс в науке принято обозначать термином «европеизация», так как новый культурный импульс Россия получила из Западной Европы. Таким образом подготавливалась почва для петровских реформ на рубеже XVII–XVIII вв., суть которых заключалась в том, что Россия вслед за другими европейскими странами совершила исторический переход из Средневековья в Новое время.

Простенок. Глобус

Второй раздел экспозиции посвящен образованию и науке. Центральное место занимает медный, вставленный в оправу резного дерева глобус, изготовленный в Голландии в начале 1690-х гг. фирмой наследников знаменитого картографа Виллема Блау по заказу шведского короля Карла ХI. Его наследник, Карл ХII, отказался выкупать глобус, а в 1697 г., будучи с Великим посольством в Европе, его приобрел Петр I. Известно, что в 1711–1730 гг. глобус экспонировался вместе со знаменитым ботиком в Кремле, в пристройке к колокольне Ивана Великого, в первом московском публичном музее. В 1733 г. его переместили в Сухареву башню, где располагалась московская математико-навигационная школа, основанная Петром I в 1701 г. Там глобус служил учебным пособием вплоть до 1752 г. Затем его перевезли в Санкт-Петербург, позднее он вернулся в Москву в Румянцевский музей, откуда в 1912 г. был передан на хранение в Исторический музей.

Глобус Блау – уникальный памятник мировой картографии. На нем отражены все известные в то время географические открытия. Так, например, хорошо видно западное побережье Австралии, открытой голландскими моряками в XVII в. Обозначенная на глобусе территория Российского государства весьма точно повторяет известную карту России голландского картографа Г.Герритса 1611 г. (рядом в витрине 8 можно увидеть экземпляр этой карты издания 1613 г.).

Простенок. Иконостас

Большая часть раздела посвящена русской живописи XVI–XVII вв. Центральное место занимает подлинный иконостас придела Прохора и Никанора Смоленского собора Новодевичьего монастыря.

Особенно интересна икона «Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья», написанная знаменитым изографом XVII в. Карпом Золотаревым. В ликах святых заметно явное сходство с царевной Софьей, поэтому изображение вполне можно назвать портретным.

 

Внешняя политика и вооруженные силы России в XVI–XVII вв.

Зал 21

В оформлении зала использованы подлинные памятники эпохи – например, в дверном проеме торцовой стены можно увидеть кованые железные ворота из села Пурех близ Нижнего Новгорода, вотчины Д.М.Пожарского. Пурехская волость была подарена князю в благодарность за освобождение Москвы от поляков в 1612 г.

На стенах зала – три картины и два портрета, подаренные Историческому музею императором Александром III. Исполненные неизвестным польским художником в начале XVII в., картины изображают сцены обручения Марины Мнишек в Кракове, ее торжественного въезда в Москву и венчания в Успенском соборе Кремля в мае 1606 г. Но особый интерес представляют парадные портреты Марины Мнишек и Лжедмитрия I, расположенные по обеим сторонам от входа в зал. Марина и Лжедмитрий изображены в соответствующих моменту одеяниях, в торжественных позах. Как полагается, портреты сопровождают пояснительные надписи, в которых оба названы «императорами Московскими», причем подчеркнуто – Дмитрий является зятем Сандомирского воеводы Юрия Мнишка, что отражает зависимое положение Самозванца. На самом деле, возведение на престол Лжедмитрия было организовано на деньги польской знати и самого короля. Представленная живописная коллекция поистине уникальна, так как других современных портретов участников событий начала XVII в. просто не существует.

Экспозиция зала состоит из двух крупных разделов. Первый (витрины 1–5, 8–10) представляет основные события и направления русской внешней политики в XVI–XVII вв

Подиум с пушками

На подиуме представлены образцы артиллерийского оружия того времени. В центральной части – орудие времени Ивана Грозного, железная пушка, ее ствол в виде змеи завершается разверстой змеиной пастью. Уже в конце XV в. в России была создана полевая и крепостная артиллерия, набравшая мощь при Иване Грозном.

Остальные пушки датируются XVII в. и представляют собой великолепные образцы бронзового литья мастеров Московского пушечного двора. На многих из них имеются надписи, часто с указанием имени изготовителей – так, на одной из пушек можно прочитать имя мастера Якова Дубины. По качеству и количеству артиллерии Россия превосходила все страны Европы.

по материалам официального сайта музея   http://www.shm.ru

 

см . также ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ тут

 

 

Телефоны в Москве:

+7(926)7075696
+7(916)1538011
Юлия

 

Яндекс цитирования

 
   

 

 

Сайт управляется системой uCoz