Главная--> Статьи --> Сердце столицы и его достопримечательности --> Покровский собор. Памятник Минину и Пожарскому  

Сердце столицы и его достопримечательности:
Покровский собор. Памятник Минину и Пожарскому.



Над спуском к Москве-реке, по которому мы сейчас поднялись на площадь, высится храм-картинка, похожий на праздничный торт. Его название – собор Покрова Богородицы, что на Рву (вспомним, что с этой стороны Кремль раньше был защищен рвом). Но в народе он известен прежде всего как собор Василия Блаженного.
История его такова: в середине XVI века Иван Грозный вел войну с Казанским и Астраханским ханствами, и по мере каждой одержанной победы на этом месте возводили деревянную церковь в честь того святого, в день которого брали город. Всего церквей соорудили восемь, и по окончании войны русский самодержец пожелал их видеть каменными. Тогда русские мастера-умельцы, Барма и Постник (по некоторым данным, это был один мастер, Иван Барма) совершили уникальное в истории архитектуры – они объединили 8 церквей в монолитный ансамбль, сгруппировав их вокруг одной главной – Покровской церкви Богоматери. Через три десятка лет к ансамблю пристроили еще один небольшой храм – св. Василия, который и дал название всему собору. Откровенно говоря, храм был построен в честь отца Ивана Грозного, Василия III, но романтические легенды обрастают вокруг этого места со дня основания собора.
Рассказывают, что в Москве в XVI веке жил юродивый Василий, обладавший редким даром исцелителя и ясновидца. Блаженных на Руси любили всегда, но того Василия почитал даже сам Иван Грозный. Казнивший приближенных за малейшие оплошности, царь позволял ему неслыханные дерзости. Например, однажды Грозный пригласил юродивого во дворец, желая услышать от него какое-нибудь предсказание, и велел подать ему чарку вина. Несколько раз Василий опрокидывал в окно наполненную чарку, а когда царь с гневом спросил, что это делает юродивый, тот отвечал, что тушит пожар в Новгороде…

Обычно считают, что Минина и Пожарского вспомнили в XIX веке только для того, чтобы провести аналогии с 1812 годом. Но хотя памятник установили в 1818 году, задуман он был еще в 1804-м, следовательно, аллюзии на тему наполеоновских войн он приобрел уже в процессе создания. Автор скульптурной группы – Иван Петрович Мартос, крупнейший мастер русского классицизма. По первому проекту Мартоса оба героя должны были стоять на постаменте во весь рост. Это вызвало негодование государственных лиц: как можно, чтобы мужик стоял радом с князем! Пришлось Мартосу князя усадить, но при этом скульптор не погрешил исторической правдой: князь Пожарский действительно получил в боях тяжелые раны, а потому на памятнике он сидит, осторожно вытянув больную ногу и слушая при этом призыв Минина на ополчение…


ДАЛЬШЕ:Спасская башня
 

Телефоны в Москве:

+7(926)7075696
+7(916)1538011
Юлия

 

Яндекс цитирования

 
   

 

 

Сайт управляется системой uCoz