Главная--> Статьи -->Заметки о русской Православной Церкви --> Церковное облачение |
||
Церковное облачениеОблачение – одежды духовенства, церковнослужителей и монахов. По своему значению облачение делится на: а) внебогослужебное облачение духовенства; б) богослужебное облачение клира; в) монашеское облачение. Внебогослужебное облачение духовенства – одежды, отличающие духовенство от мирян. Внебогослужебным облачение диакона являются подрясник и ряса, священника – подрясник и ряса (отличительная особенность – наперсный крест); архиерея – подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия. Богослужебное облачение клира – одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований, и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебным облачением являются: церковнослужителя – стихарь; диакона – подрясник, поручи, стихарь, орарь; священника – подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест; архиерея – подрясник, ряса (на литургии вместо рясы – подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра.
Стихарь (греч. ?????? — стих, строка, прямая линия) В качестве награждения священникам дается право ношения скуфьи, набедренника, камилавки, креста с украшениями, палицы и митры. Богослужебные одеяния духовенства имеют общее название – «ризы» и соотносятся так, что священник имеет все диаконское облачение и сверх того – присущее его сану; епископ имеет все священническое облачение и сверх того – присвоенное его архиерейскому достоинству. Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня.
Цвет облачения: Облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, черного.
Монашеское облачение – одежда, символически изображающая свойства, обязательные для монаха (облачение рясофорного монаха как подготовительной степени монашества не несло такого смысла). Так, например, куколь (лат. «капюшон») – верхнее одеяние монаха великой схимы, представляющее остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи, – именуется «шлемом спасителя» и выражает духовную закрытость, защищенность монаха от влияния земных страстей. Облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы – хитон, параман, ряса мантия, клобук; монаха великой схимы – хитон, аналав, ряса, мантия, куколь. Священное Писание нам сообщает, что на Небесах совершается богослужение, в котором принимают участие Ангелы и святые. Земное богослужение – своего рода отблеск, отображение Небесной Литургии. Именно поэтому храм наш наполнен знаками и символами небесной реальности, мы используем предметы (кадила, свечи), которые никак не могут быть названы современными, сами священнослужители одеты в ризы непривычные. Все во время богослужения говорит о том, что, хотя мы на земле, мы соприкасаемся с Небесными вещами и Небесной реальностью. В обычной, повседневной жизни священник, может одеваться, как и все люди. Но во время богослужения, когда священнослужитель изображает собой Христа, иной – Апостола, а иной – и Ангела, он должен даже одеждой своей свидетельствовать о высоком статусе и символике своего служения. В настоящем фотоальбоме немного расскажем об одеждах священнослужителей. Повседневной одеждой священнослужителя является подрясник (длинная черная одежда) или ряса (длинная черная одежда с широкими рукавами). На эту одежду священнослужитель надевает другие священные одежды, или ризы. Как вы знаете, существует несколько разных священных служений. Все служители Церкви делятся на церковнослужителей и священнослужителей. Первые – это те, кто не совершает службу, но помогает при богослужении (пономари, чтецы, певцы, звонари, иподиаконы). Вторые, то есть священнослужители, – те, кто непосредственно участвует в Таинстве и совершает богослужение. Это: диакон, священник и епископ. Соответственно, различаются и священные одежды каждого чина. Так, церковнослужители имеют право надеть на подрясник лишь стихарь. Стихарь – это самая первая священная одежда. Этот стихарь (в переводе с греческого – прямая одежда) напоминает нам крещальные ризы и ту белоснежную одежду, которую мы наденем, если попадем в Царство Небесное – «Побеждающий облечется в белые одежды» (Откр. 3, 5). В древности стихари были белые, сегодня в соответствии с праздником употребляются стихари разных цветов. На фотографии – церковнослужитель в красном (пасхальном) стихаре. Юноша-чтец в белом стихаре. Великий пост. Чтецы и пономари (по-старинному – дьячки) – в черных стихарях. Церковнослужитель, прислуживающий за богослужением епископу, получает благословение надеть на стихарь крестообразно закрепленный орарь (ленту, одеваемую диаконом на плечо). Этот орарь символизирует сложенные Ангельские крылья, а сам иподиакон символизирует Ангела (но Ангела не высшего чина, а низшего). Прислуживающий епископу служитель называется иподиакон (с греч. – тот, который под диаконом), потому что иподиаконы подчиняются в первую очередь диакону. Существует и чин посвящения в иподиакона. После совершения посвящения этот служитель всегда отличительной чертой своего богослужебного одеяния имеет крестообразно закрепленный орарь. На фотографии – иподиакон митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Автор этих строк, священник Константин Пархоменко, одно время исполнял послушание иподиакона при митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне (Снычеве) (умер в 1995 г.). На фото – момент диаконского рукоположения (посвящения). Епископ держит в руках орарь – ленту, которая висит у диакона на левом плече и символизирует расправленное Ангельское крыло (у иподиаконов – сложенные «Ангельские крылья»). Показывая каждый из элементов священного облачения верующим, епископ спрашивает: «Аксиос?» (с греческого – Достоин?). И все отвечают: «Аксиос!» Если люди будут против поставления того или иного человека в священный сан, они могут выкрикнуть: «Анаксиос!» («Недостоин!») Но если рукоположение совершилось и протестов не поступило, священнослужитель приступает к осуществлению своих священных обязанностей. В знак уважения к его сану люди называют его отец: отец диакон, отец Василий и проч. За многолетнее служение Церкви, а также за иные заслуги диакон может получить награду: двойной орарь. Этот орарь широкой лентой опоясывает грудь и спину диакона, а не просто висит на плече. На фотографии – старший диакон Свято-Троицкого Измайловского собора о. Сергий Шалберов в великопостном двойном ораре. На фотографии – священник стоит у престола, а по правую и по левую стороны от него молятся диаконы. У одного – двойной орарь, у другого – обычный. Во время богослужения диаконы простирают вверх орари, призывая людей к молитве. Тот же самый момент службы, только у престола молится не молодой священник, а заслуженный. Об этом говорит митра (головной убор) на его голове. А вот диакон здесь также с двойным орарем. На фото – протоиерей Николай Тетерятников и диакон Петр Стукал (Храм Великомученицы Екатерины в Мурино, Санкт-Петербург). Этот же диакон – с пасхальной свечой в руке. Надо отметить, что диакон, кроме стихаря и ораря, получает и право надевать священные нарукавники – поручи для совершения богослужений. На фотографии – момент рукоположения диакона во пресвитера (или, как мы говорим, во иерея, священника). Епископ надевает посвящаемому священнический крест. На фото – крест иерейский, то есть крест, который надевается сразу после рукоположения. В старину молодые священники крестов не имели. Иерейские кресты определенной формы (как на фотографии) ввел особым указом император Николай Второй в 1896 году. Этот крест священник носит несколько первых лет своего служения, после чего его награждают другим крестом, называемым наперсным. Наперсный крест. Эти кресты были введены в Русской Церкви указом императора Павла Первого в конце 18-го века. Чаще всего они делаются из серебра и золотятся. На фото – священник, облаченный: в подрясник; в епитрахиль (символ священнического служения); в поручи; с наперсным крестом. (Обратим внимание: не наперстный крест, а наперсный, который надевается на перси – грудь.) Такое облачение называется неполным. В таком облачении священник может совершать некоторые требы, освящения. Совершать богослужение, тем более Литургию, в таком виде нельзя. Священник, облаченный в богослужебные одежды. Сверху надета риза, или фелонь, на голове – камилавка (наградной головной убор). Нетрудно заметить, что на священнике надет наперсный крест. Священник заслуженный, на голове у него – митра. Митрой награждаются священнослужители за особые заслуги или по прошествии 30 лет священнослужения. В одном из петербургских соборов. С противоположной стороны иконостаса закреплены витрины, в которых видны редкие иконы и… на нижнем ряду старинные протоиерейские митры. Греческое облачение православного священника. Греческая фелонь отличается от русской тем, что она длинная и у нее нет стоячего воротника сзади. Русские фелони, как говорят историки, скорее всего, приобрели стоячий воротник ввиду холодного климата, в котором приходилось осуществлять служение священнику. Облачение епископа. Мы говорили, что священнослужителями называются: диакон, священник и епископ. Епископ, таким образом, – высшая степень священнослужения. На фото – епископ, облачаясь, надевает пояс 19 Затем епископу подносят митру. На фото – епископ Петергофский Маркелл (Ветров). Облачиться ему помогают иподиаконы (мы о них говорили). Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир надевает саккос (риза, надеваемая вместо фелони священника). Владыка надевает митру. Архиереи в полном епископском облачении. На саккосе надета широкая лента – омофор. На головах – митры. На груди – крест и панагия (икона). Во время богослужения епископ собою символизирует Христа. Так, лента омофора (в переводе с греч. омофор – несу на плечах) символизирует заблудшую овцу, которую Добрый Пастырь несет на плече. Митра же символизирует царское достоинство епископа, по подобию Царства Христова. Поверх облачения во внебогослужебное время епископ надевает мантию. На голове у него обычно монашеский клобук. У митрополита клобук белого цвета. У патриарха вместо клобука – патриарший куколь. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир после окончания богослужения. На голове у него – белый клобук с бриллиантовым крестом, на плечах омофор, в руках жезл. Цвет облачения – черный, потому что идет Великий пост. Витрина с облачением приснопамятного митрополита Ленинградского Никодима (Ротова) (умер в 1978 г.). (Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии.) В том же музее – витрина с патриаршим облачением Святейшего Патриарха Алексия Второго (умер в 2008 г.). Здесь мы видим головной убор патриарха – куколь. Священнослужители в повседневной одежде своего сана: Патриарх (ряса, куколь, панагия, посох); митрополит (ряса, белый клобук, панагия); протоиерей (ряса, камилавка, крест с украшениями). по материалам православного ресурса |
Телефоны в Москве: +7(926)7075696 |
|