![]() |
![]() |
![]() |
Главная--> Статьи -->Заметки о русской Православной Церкви --> Церковное облачение |
||
Церковное облачениеОблачение – одежды духовенства, церковнослужителей и монахов. По своему значению облачение делится на: а) внебогослужебное облачение духовенства; б) богослужебное облачение клира; в) монашеское облачение. Внебогослужебное облачение духовенства – одежды, отличающие духовенство от мирян. Внебогослужебным облачение диакона являются подрясник и ряса, священника – подрясник и ряса (отличительная особенность – наперсный крест); архиерея – подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия. Богослужебное облачение клира – одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований, и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебным облачением являются: церковнослужителя – стихарь; диакона – подрясник, поручи, стихарь, орарь; священника – подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест; архиерея – подрясник, ряса (на литургии вместо рясы – подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра.
Стихарь (греч. ?????? — стих, строка, прямая линия) В качестве награждения священникам дается право ношения скуфьи, набедренника, камилавки, креста с украшениями, палицы и митры. Богослужебные одеяния духовенства имеют общее название – «ризы» и соотносятся так, что священник имеет все диаконское облачение и сверх того – присущее его сану; епископ имеет все священническое облачение и сверх того – присвоенное его архиерейскому достоинству. Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня.
Цвет облачения: Облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, черного.
Монашеское облачение – одежда, символически изображающая свойства, обязательные для монаха (облачение рясофорного монаха как подготовительной степени монашества не несло такого смысла). Так, например, куколь (лат. «капюшон») – верхнее одеяние монаха великой схимы, представляющее остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи, – именуется «шлемом спасителя» и выражает духовную закрытость, защищенность монаха от влияния земных страстей. Облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы – хитон, параман, ряса мантия, клобук; монаха великой схимы – хитон, аналав, ряса, мантия, куколь. Священное Писание нам сообщает, что на Небесах совершается богослужение, в котором принимают участие Ангелы и святые. Земное богослужение – своего рода отблеск, отображение Небесной Литургии. Именно поэтому храм наш наполнен знаками и символами небесной реальности, мы используем предметы (кадила, свечи), которые никак не могут быть названы современными, сами священнослужители одеты в ризы непривычные. Все во время богослужения говорит о том, что, хотя мы на земле, мы соприкасаемся с Небесными вещами и Небесной реальностью. В обычной, повседневной жизни священник, может одеваться, как и все люди. Но во время богослужения, когда священнослужитель изображает собой Христа, иной – Апостола, а иной – и Ангела, он должен даже одеждой своей свидетельствовать о высоком статусе и символике своего служения. В настоящем фотоальбоме немного расскажем об одеждах священнослужителей. Повседневной одеждой священнослужителя является подрясник (длинная черная одежда) или ряса (длинная черная одежда с широкими рукавами). На эту одежду священнослужитель надевает другие священные одежды, или ризы. Как вы знаете, существует несколько разных священных служений. Все служители Церкви делятся на церковнослужителей и священнослужителей. Первые – это те, кто не совершает службу, но помогает при богослужении (пономари, чтецы, певцы, звонари, иподиаконы). Вторые, то есть священнослужители, – те, кто непосредственно участвует в Таинстве и совершает богослужение. Это: диакон, священник и епископ. Соответственно, различаются и священные одежды каждого чина. Так, церковнослужители имеют право надеть на подрясник лишь стихарь. Стихарь – это самая первая священная одежда. Этот стихарь (в переводе с греческого – прямая одежда) напоминает нам крещальные ризы и ту белоснежную одежду, которую мы наденем, если попадем в Царство Небесное – «Побеждающий облечется в белые одежды» (Откр. 3, 5). В древности стихари были белые, сегодня в соответствии с праздником употребляются стихари разных цветов. ![]() На фотографии – церковнослужитель в красном (пасхальном) стихаре. ![]() Юноша-чтец в белом стихаре. ![]() Великий пост. Чтецы и пономари (по-старинному – дьячки) – в черных стихарях. Церковнослужитель, прислуживающий за богослужением епископу, получает благословение надеть на стихарь крестообразно закрепленный орарь (ленту, одеваемую диаконом на плечо). Этот орарь символизирует сложенные Ангельские крылья, а сам иподиакон символизирует Ангела (но Ангела не высшего чина, а низшего). Прислуживающий епископу служитель называется иподиакон (с греч. – тот, который под диаконом), потому что иподиаконы подчиняются в первую очередь диакону. Существует и чин посвящения в иподиакона. После совершения посвящения этот служитель всегда отличительной чертой своего богослужебного одеяния имеет крестообразно закрепленный орарь. ![]() На фотографии – иподиакон митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Автор этих строк, священник Константин Пархоменко, одно время исполнял послушание иподиакона при митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне (Снычеве) (умер в 1995 г.). ![]() На фото – момент диаконского рукоположения (посвящения). Епископ держит в руках орарь – ленту, которая висит у диакона на левом плече и символизирует расправленное Ангельское крыло (у иподиаконов – сложенные «Ангельские крылья»). Показывая каждый из элементов священного облачения верующим, епископ спрашивает: «Аксиос?» (с греческого – Достоин?). И все отвечают: «Аксиос!» Если люди будут против поставления того или иного человека в священный сан, они могут выкрикнуть: «Анаксиос!» («Недостоин!») Но если рукоположение совершилось и протестов не поступило, священнослужитель приступает к осуществлению своих священных обязанностей. В знак уважения к его сану люди называют его отец: отец диакон, отец Василий и проч. ![]() За многолетнее служение Церкви, а также за иные заслуги диакон может получить награду: двойной орарь. Этот орарь широкой лентой опоясывает грудь и спину диакона, а не просто висит на плече. На фотографии – старший диакон Свято-Троицкого Измайловского собора о. Сергий Шалберов в великопостном двойном ораре. ![]() На фотографии – священник стоит у престола, а по правую и по левую стороны от него молятся диаконы. У одного – двойной орарь, у другого – обычный. Во время богослужения диаконы простирают вверх орари, призывая людей к молитве. ![]() Тот же самый момент службы, только у престола молится не молодой священник, а заслуженный. Об этом говорит митра (головной убор) на его голове. А вот диакон здесь также с двойным орарем. На фото – протоиерей Николай Тетерятников и диакон Петр Стукал (Храм Великомученицы Екатерины в Мурино, Санкт-Петербург). ![]() Этот же диакон – с пасхальной свечой в руке. Надо отметить, что диакон, кроме стихаря и ораря, получает и право надевать священные нарукавники – поручи для совершения богослужений. ![]() На фотографии – момент рукоположения диакона во пресвитера (или, как мы говорим, во иерея, священника). Епископ надевает посвящаемому священнический крест. ![]() На фото – крест иерейский, то есть крест, который надевается сразу после рукоположения. В старину молодые священники крестов не имели. Иерейские кресты определенной формы (как на фотографии) ввел особым указом император Николай Второй в 1896 году. Этот крест священник носит несколько первых лет своего служения, после чего его награждают другим крестом, называемым наперсным. ![]() Наперсный крест. Эти кресты были введены в Русской Церкви указом императора Павла Первого в конце 18-го века. Чаще всего они делаются из серебра и золотятся. ![]() На фото – священник, облаченный: в подрясник; в епитрахиль (символ священнического служения); в поручи; с наперсным крестом. (Обратим внимание: не наперстный крест, а наперсный, который надевается на перси – грудь.) Такое облачение называется неполным. В таком облачении священник может совершать некоторые требы, освящения. Совершать богослужение, тем более Литургию, в таком виде нельзя. ![]() Священник, облаченный в богослужебные одежды. Сверху надета риза, или фелонь, на голове – камилавка (наградной головной убор). Нетрудно заметить, что на священнике надет наперсный крест. ![]() Священник заслуженный, на голове у него – митра. Митрой награждаются священнослужители за особые заслуги или по прошествии 30 лет священнослужения. ![]() В одном из петербургских соборов. С противоположной стороны иконостаса закреплены витрины, в которых видны редкие иконы и… на нижнем ряду старинные протоиерейские митры. ![]() Греческое облачение православного священника. Греческая фелонь отличается от русской тем, что она длинная и у нее нет стоячего воротника сзади. Русские фелони, как говорят историки, скорее всего, приобрели стоячий воротник ввиду холодного климата, в котором приходилось осуществлять служение священнику. ![]() Облачение епископа. Мы говорили, что священнослужителями называются: диакон, священник и епископ. Епископ, таким образом, – высшая степень священнослужения. На фото – епископ, облачаясь, надевает пояс 19 ![]() Затем епископу подносят митру. На фото – епископ Петергофский Маркелл (Ветров). Облачиться ему помогают иподиаконы (мы о них говорили). ![]() Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир надевает саккос (риза, надеваемая вместо фелони священника). ![]() Владыка надевает митру. ![]() Архиереи в полном епископском облачении. На саккосе надета широкая лента – омофор. На головах – митры. На груди – крест и панагия (икона). Во время богослужения епископ собою символизирует Христа. Так, лента омофора (в переводе с греч. омофор – несу на плечах) символизирует заблудшую овцу, которую Добрый Пастырь несет на плече. Митра же символизирует царское достоинство епископа, по подобию Царства Христова. ![]() Поверх облачения во внебогослужебное время епископ надевает мантию. На голове у него обычно монашеский клобук. У митрополита клобук белого цвета. У патриарха вместо клобука – патриарший куколь. ![]() Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир после окончания богослужения. На голове у него – белый клобук с бриллиантовым крестом, на плечах омофор, в руках жезл. Цвет облачения – черный, потому что идет Великий пост. ![]() Витрина с облачением приснопамятного митрополита Ленинградского Никодима (Ротова) (умер в 1978 г.). (Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии.) ![]() В том же музее – витрина с патриаршим облачением Святейшего Патриарха Алексия Второго (умер в 2008 г.). Здесь мы видим головной убор патриарха – куколь. ![]() Священнослужители в повседневной одежде своего сана: Патриарх (ряса, куколь, панагия, посох); митрополит (ряса, белый клобук, панагия); протоиерей (ряса, камилавка, крест с украшениями). по материалам православного ресурса |
Телефоны в Москве: +7(926)7075696 |
|