|
СОЛНЦЕ СКВОЗЬ КУПОЛ
"Подняться к небу - вот работа.
Подняться к небу - вот это труд!.."
(Джонатан Свифт)
Прыгнуть с
парашютом я мечтала лет с пятнадцати. Страшно не было - наоборот, было ужасно
интересно: что чувствуешь, летя на землю с высоты нью-йоркского небоскреба?
Какой он - полет?..
Резонно рассудив, что лучше один раз ощутить, чем сто раз услышать, однажды я
наконец решилась - и, к своему удивлению, услышала не только "идиотка,
куда тебя несет?!", но и "мы как раз собираемся в субботу на аэродром
- поехали с нами!" Оказалось, что не одна я страдаю такими странными
желаниями. И мало того - выяснилось, что тихая и интеллигентная Ольга из
редакционного фотоотдела уже имеет в багаже 470 прыжков, а компания желающих
едва вмещается в единственный на всех автомобиль!
Местом для прыжков был выбран аэродром в городе Киржач Владимирской области.
Можно было, конечно, прыгнуть и поближе: в Тушино или Подольске, но в первом
проходила подготовка к дню ВДВ, а до второго мы не дозвонились. Существовали
еще варианты Коломны и Серпухова, но езды туда - те же час с небольшим, что и
до Киржача, где у нашей "бывалой" Ольги были знакомые инструкторы.
Поэтому вопрос о месте практически не стоял. Все оказалось таким простым и
доступным, что было даже как-то скучно. Единственное, что забавляло -
бесконечные поздравления от "бывалых" окружающих "с таким
мужественным для женщины решением"...
Аэродром в Киржаче меня удивил: оказалось, что таких же сумасшедших, как я,
"перворазников", не просто много, а бешеное количество. И еще больше
- завсегдатаев, со своими парашютами и прочей амуницией, говорящих на своем
языке и деловито расхаживающих по летной конторе. Впрочем, "контора"
- это сильно сказано: небольшой деревянный барак бывшего летного клуба, где до
сих пор висит вся атрибутика, присущая клубным учреждениям 20-30-летней
давности, вмещает в себя мед.кабинет, столовую-ларек, каморку начальника,
туалет и несклько комнат "для отдыха летного состава". При этом, на
каждом свободном сантиметре пола обязательно сидит кто-то из завсегдатаев-спортсменов
и складывает парашют.
Первое, что мы сделали - прошли медкомиссию. Мне пощупали пульс,
поинтересовались, регулярно ли я посещаю женских врачей и дали прочитать
бумажку с перечнем болезней (почечная и сердечная недостаточность, сосудистые
болезни, нервно-психические расстройства и прочее), которых у меня быть не
должно. После чего предложили, как "перворазнице", купить страховку
на 10 тысяч рублей "на всякий случай" - всего за 30 рублей. Мне был
выдан клочок бумажки со словом "медос.прошел" - его полагалось
отнести в комнату напротив, чтобы получить талон на купол.
В комнате напротив наша компания оказалась двадцатыми по счету, и перспектив
быстро записаться на прыжок не наблюдалось: "куполов нет и не
предвидится!" Минут через 40, заполнив анкеты и заплатив положенные 350
рублей (цены на одиночный прыжок с высоты 600-
900 метров
на всех
аэродромах примерно одинаковы - от 315 до 400 рублей) и отдав бумажки от врача,
мы были занесены в конец длинного списка. Посчитав что за один раз на борт
берут 14-16 человек, мы наивно надеялись успеть прыгнуть еще до обеда.
Далее нам предстоял инструктаж. Ровно десять минут ушло на то, чтобы каждый из
тридцати желающих попробовал прыгнуть с лестницы с сомкнутыми коленями и
сведенными ступнями. Индикатором правильности служили травинки, зажатые между
ногами: если у кого-то они выпадали до приземления, разрешалось прыгнуть второй
раз. На этом обучение приземлению было закончено, и нас повели в барак, изучать
строение парашюта.
К моему удивлению, выяснилось, что прыжки с парашютом - это целая наука. За
полчаса мне предстояло запомнить, как вести себя в той или иной ситуации, за
что держаться сначала, за что - потом, куда двигаться и когда на что смотреть,
как сделать так, чтобы не повиснуть намертво на окружающих поле соснах - и
массу всего остального. Все эти премудрости я заучивала в бешеном темпе, глядя
в ехидные глаза висящего на стене огромного Ленина. Причем, все это было как
интересно, так и пугающе: количество необходимой информации как-то не укладывалось
в моем представлении в 2-минутный прыжок. Я шевелила губами, складывая все это
в четкую формулу: "руки на грудь, 521-522-523, кольцо, взгляд вверх на
купол, разворачиваемся по ветру, тянем за задние стропы, группировка, смотрим
на горизонт, приземляемся на всю ступню, падаем на бок, заламываем стропы и
тянем купол на себя..." Все это я повторяла, как заклинание - каждый пункт
был жизненно важен, о чем свидетельствовала какая-то девица, висящая на
ближайшей сосне и ожидающая, когда ее снимут...
После инструктажа нам предстояла битва за купола и запасные парашюты. И, как
выяснилось, не самая простая - в общей сложности нам пришлось их дожидаться
пять с половиной часов. К тому же, в обед набежали тучи и было объявлено
штормовое предупреждение - аэродром затих, вертолетные винты замерли на целый
час, народ разбрелся по полю, пить пиво и поедать сосиски из буфета... Где-то в
районе 4 часов дня меня отвели "по блату" к другому инструктору со
словами "этой девушке надо сегодня обязательно прыгнуть!" Мне выдали
купол уже другой модификации - Д1-5-У, на парашютном сленге - "дуб"
(обычно для первых прыжков выдают Д-6, небольшой военный парашют, или его
"брата" Д-10, для товарищей весом от
90 килограмм
). И стали
учить заново, поскольку "дуб" - это уже переходный этап от начального
к спортивному парашютизму, и действовать с ним надо несколько иначе.
Приземляться, например - спиной, тормозить и разворачиваться - другими
стропами, считая секунды и ловя ветер. Я снова забормотала заклинание - уже
другое... Где-то минут через сорок меня одели и поставили в строй на взлет.
Главный инструктор, увидев мои честные глаза, сразу вывел из шеренги: "на
расчековку, с дубом, в первый раз?! Не пущу! Только на принудительной
сцепке!" - и отослал подальше, чтоб не являлась без купола со сцепкой...
Все это, как абракадабру, мне пришлось повторить своему инструктору, поскольку
ничего, кроме слова "купол", я не поняла. Переговоры по поводу моей
персоны закончились ничем, и мы пошли получать для меня стандартный Д-6 -
которые, кстати, вся моя команда уже получила, пока я забивала себе голову
наукой управления "дубом". В срочном порядке мне напомнили первое
заклинание, застегнули парашют, подтянули тренчи на запаске, нахлобучили на
голову шлем - и снова поставили в строй. В одном взлете со мной летели и мои
коллеги, что несколько успокаивало. Впрочем, даже если бы мне было страшно до
этого, то к 7 вечера, когда мы залезли в вертолет, мы уже так измучились от
жары, ожидания, неразберихи и инструктажа, что при всем желании уже не были
способны испытывать страх.
Поскольку девочка я нехуденькая, прыгать предстояло первой. Что не пугало, а
скорее радовало - скорей бы уж! Самое интересное ощущение в моей жизни
приближалось со скоростью вертолетного полета... Мужики говорят, что я шагнула
за борт с совершенно непроницаемым лицом, без тени страха в глазах. А страха, и
правда, не было - ужас ворвался только вместе с ударом воздуха в лицо. Ощущение
было такое, как будто я с размаху неожиданно упала с вышки в холодную воду -
какая-то сила вертит меня в разные стороны, ноги сами барахтаются в истеричной
попытке вырваться, дыхание перекрывается... В последнем приступе разума я
отсчитала те самые три секунды и дернула за кольцо, зажмурившись от ужаса... И
уже через секунду поняла, что наверху сквозь белый купол сияет солнце, ветер из
злорадного стал теплым, и впереди - колышущееся зеленое поле. Ужас прошел,
остались одна красота и ощущение парения в совсем нестрашной высоте. Но
наслаждаться этим времени не было - земля приближалась со скоростью
5 метров
в секунду, надо
было срочно вспоминать инструктаж и действовать. К тому же, глядя на горизонт,
а не на землю, что оказалось труднее всего...
Преодолевая сопротивление неподогнанных ремней, я сжала ноги и подогнула колени
- и тут же увидела муравья перед носом и солнце сквозь траву. Левую ногу
пронзило болью, запасной парашют тяжелым грузом упал на живот, но отдыхать было
еще рано - купол мог надуться и потащить по земле... Пока я заламывала стропы,
разум пытался внушить организму, что у него нигде ничего не болит. Однако,
вскоре стало ясно: придется прыгать до конторы на одной ноге, волоком таща за
собой сумку с парашютом и запаской. И тут же брызнули слезы - не столько от
боли, сколько от досады на саму себя и разочарования: пытаясь не забыть сделать
все, чему учили, я практически не успела ничего ощутить... Сумку за меня в
итоге дотащили ребята, ногу перебинтовала медсестра, а домой мне пришлось
добираться, прыгая на одной ноге. На следующий день выяснилось, что ближайшее
время я проведу дома, в гипсе. Но я не жалею о том, что прыгнула. И мало того -
вопреки причитаниям окружающих, готова когда-нибудь в полученной "Книжке
парашютиста" сделать вторую запись. Только уже в тандеме с
инструктором, на "крыле" (прямоугольный купол) и с высоты 1500-500 метров,
чтобы быть
уверенной в приземлении и успеть ощутить все великолепие игры с воздушной
волной. И даже заплатить за
это 100 долларов. Как говорят мои друзья, "в отличие от многих, тебе
будет, что вспомнить в старости!"
Светлана ШАЙДАКОВА,
http://shida.narod.ru/_private/rabota/parashut.htm
|
Телефоны в Москве:
+7(926)7075696
+7(916)1538011
Юлия |